5 марта Министерство экономического развития уведомило о разработке проекта поправок в Гражданский кодекс, которые создадут условия для заключения договоров по принципу "бери или плати" (take or pay). На днях был опубликован и текст документа; эксперты оценили новеллы для "Право.ru". Принцип "бери или плати", по задумке Минэкономразвития, будет применяться в абонентских договорах и договорах об организации перевозок.
Он предполагает наличие в договоре условия об обязанности стороны-плательщика заказать и получить минимально оговоренное количество товара у исполнителя. В случаях, если минимально оговоренное количество товара не заказано – плательщик компенсирует определенную договором денежную сумму исполняющей стороне.
Договоры, заключенные по принципу "бери или плати", по задумке МЭР, снизят вероятность возникновения финансовых потерь для поставщиков, перевозчиков или исполнителей товаров. Такие договоры призваны способствовать реализации инвестиционных проектов в сфере газоснабжения, железнодорожных и морских перевозок.
"Родившись в англосаксонской правовой системе по инициативе международных нефтяных гигантов, концепция "take or pay" очень давно и повсеместно используется в мировой практике", – рассказывает Андрей Тарапов, советник Dentons. Российские компании, особенно крупные игроки на сырьевом рынке, не стали исключением – они достаточно давно используют принципы "take or pay" в договорах, регулируемых российским правом, рассказывает юрист.
По его словам, до 2015 года конструкция "take or pay" была исключительно договорной и не основывалась на каких-либо определенных нормах ГК, а потому была "достаточно рискованной" и применялась с большой осторожностью. В 2015 же году ГК пополнился "первоначальными концепциями" рамочного и абонентского договора, что позволило российским компаниям, работающим на принципах "take or pay" "почувствовать под ногами правовую почву, пусть и весьма зыбкую". Новеллу юрист оценивает как логичное продолжение этого пути.